Об авторе, садах и школе

1

Меня зовут Наталья Мягкова. Я – ландшафтный дизайнер и создатель школы «Сад по-новому».

И я когда-то была новичком…

Я невероятно счастливый человек, потому что с детства полюбила землю. Ребенок, которого не нужно было заставлять работать на даче. Я сама хватала лопату-грабли и с удовольствием возилась с цветами и в огороде. Это так и осталось моей страстью.

В профессии я с 2000 года. Книги по ландшафтному дизайну были тогда редкостью, а такие журналы как «Ландшафтный дизайн» и «Сад своими руками» только появились.

Самый известный журнал  был «Мой прекрасный сад». Тексты в нем, признаюсь, я не читала, но зато какие там были картинки! Они вдохновляли и  заставляли мечтать. Я выписывала растения и сочетания, анализировала и пыталась представить, как это будет в жизни. Но не могла понять, как сделать так же на участке?

2

Я мечтала об учебе в Тимирязевской академии. Родители не поддержали идею быть агрономом, а такой профессии, как ландшафтный дизайнер, тогда еще не было. Я ненадолго свернула с пути и получила специальность инженера-химика-технолога. 

Оказалось, это был не поворот, а необходимая часть пути. Именно это образование позволило мне делать сады для заказчиков «под ключ». Ведь современный сад — это сочетание технологий строительства, инженерных систем и грамотного озеленения.  Я знаю, что нужно сделать до посадки и после посадки, чтобы растениям и владельцам участков было удобно и уютно.

Сады заказчиков

С землей я не расставалась ни на год, садоводство стало моим хобби. Как только у меня появился  участок, я за один сезон поняла – да, возиться в саду – это здорово. Но, чтобы сделать так, как на картинке в журнале, нужно уметь что-то еще, кроме как покупать красивые цветы и сажать на участке.

Я начала учиться...

Зимой – теории ландшафтного дизайна на курсах и мастер-классах у известных дизайнеров. Короткие курсы и мастер-классы известных дизайнеров. Два года в лучших московских школах дизайна —  при факультете почвоведения МГУ, а затем в школе флористики и ландшафтного дизайна «ЭФ-дизайн». В конце 90-х основатели этих школ собрали лучших преподавателей  Москвы — из МАРХИ и Университета Леса.

Так я получила необходимые знания по планировке и устройству садов у профессора Ожегова Сергея Сергеевича, ландшафтного архитектора Екатерины Прокофьевой, дендролога Елены Тимофеенко, а знание растений, их декоративных особенностей, особенностей выращивания — от сотрудников Ботсада МГУ — заведующего сектором дендрологии Бойко Григория Александровича, куратора альпинария Евгения Васильевича Клюйкова и заведующей секцией многолетников — Эмилии Фомченко.

Дипломы и сертификаты

Преподаванием в то время занимались подлинные энтузиасты своего дела. Сейчас, когда я сама — преподаватель, делаю, как они – делюсь всем, что умею опытом, знаниями и любовью к растениям. Послушайте одну из первых моих лекций «Как нужно сажать растения, чтобы сад был красивым круглый год». 

Иногда хочется убрать ее в архив! Сейчас мои лекции более структурированы, в них информация разложена «по полочкам». Но в этой лекции я не смогла сдержать себя. Как только разговор заходит про растения – меня не остановить! Именно она привела ко мне первых слушателей в школу «Сад по-новому».

Ничего не изменилось с тех пор. Чем только ни увлекалась в жизни, растения так и остались моей страстью. И сейчас мое увлечение преобразовалось в курсы и лекции по ландшафтному дизайну. После этой лекции и вы начнете смотреть на растения и ваш сад по-другому

Большое спасибо! Спасибо за то, что своими лекциями дали мне мощный эмоциональный импульс и, как следствие этого, энергетический подъем. Чувствую себя «энерджайзером»!

А как удивительно Наталья изменила мое зрение! Еще неделю назад красоту голых ветвей я не замечала! Поздней осенью и зимой деревьями не любовалась! Ждала весеннего цветения! После Наташиной лекций я посмотрела вверх и ахнула: «Как же красив наш старый абрикос!» Он огромный, высокий, с густой кроной. Возраст – 30 лет! Практически ровесник нашего брака! До этого я его ценила только за тень. Плоды у него вкусные, но мало. А теперь увидела, какая у него красивая графика! Только обрезали его неправильно. Не обрезали, а обкромсали! Вчера с пилой в руках исправляла чужие ошибки. Абрикос похорошел! Кажется, он мне шепчет: «Спасибо!»

Валентина

Я – за отдых в саду, а не за работу!

Это девиз школы «Сад по-новому». Да, это возможно, сделать сад, за которым будет ухаживать не владелец сада, а природа. Когда работа в саду с годами не уменьшается, значит что-то сделано не так при закладке сада, нарушены законы природы, растения подобраны по принципу – Я хочу. 

Подобрать растения под условия участка, я считаю, важнее, чем купить красивый сорт. Невозможно перехитрить природу, нужно с ней сотрудничать. Тогда сад будет расти самостоятельно. Вот такой простой секрет.

Все мои лекции рассказывают о том, как дружить с природой и не делать того, что делают 95% владельцев участков. Меня научила этому преподаватель Екатерина Вадимовна Черняева, известный ландшафтный дизайнер. Она познакомила меня с понятием «экологичный сад». Эти знания сильнее всего повлияли на мой почерк дизайнера. 

Мой сад – именно такой

Я сделала план своего сада на первых курсах. Это не был сад для отдыха. Это была испытательная площадка для растений и приемов дизайна. Я сажала все, о чем узнавала на курсах. И наблюдала.

Природа и недостаток времени для ухода, я уже тогда работала дизайнером, сделали свое дело — часть растений погибла. Зато остались самые надежные, которые до сих пор украшают сад. О своем опыте выращивания 270 растений я рассказываю в курсе Путеводитель по декоративным кустарникам.  Проверенные приемы планирования и алгоритм действий по благоустройству участка стали основой курса «Как за 7 шагов сделать план сада». Теперь я точно знаю, что нужно делать и чего можно не делать в саду и делюсь этим со слушателями на лекциях.

Мой сад пережил 2 реконструкции, но его планировка остается неизменной второе десятилетие. Меня удивляет, что мне, дизайнеру, которого трудно удивить, не хочется ничего переделывать. Круглый год я выскакиваю из крыльца и обязательно найду, чему порадоваться. Сейчас в саду поселилось много птиц. Для меня это означает, что мой сад приняла ПРИРОДА.

Да, это была мечта — создать уголок природы, чтобы рука человека была незаметна. Чтобы сад жил и развивался по законам природы, а мое вмешательство в жизнь сада было минимальным. Да, самое главное — я что-то делаю в саду до середины июня, а потом до поздней осени наблюдаю с удовольствием, не вмешиваясь в садовую жизнь. Мне, как дизайнеру, просто некогда, но это никак не сказывается на красоте сада. Прочитать о моем саде и увидеть фотографии можно здесь.

Потом был новый садовый университет - путешествия по европейским садам

Я посетила сады Франции, Англии, Италии, Португалии, Испании, Чехии, Нидерландов. Это были городские сады и парки, частные садики и огромные ботанические сады. Все они оказались кладезем вдохновения и идей. А какое количество информации и фотографий было получено в этих садах!

Я увидела не в книгах, а в жизни, как красив взрослый сад. Эти сады не были похожи на картинки в журналах. Все оказалось лаконичней и эффектнее. Проще в уходе и ближе к природе. Мои лекции иллюстрированы фотографиями из таких путешествий, а не из интернета. И сразу становится понятно — что красиво, а что — нет. Что будет под силу сделать своими руками, а за что не стоит браться, потому что требует знания специальных технологий. Послушайте лекцию-впечатление “Чему можно научиться, путешествуя по садам Голландии”

Тимирязевку я все-таки закончила

Это же была мечта детства) Обучение в этом ВУЗе вооружило меня академичной теорией — знаниями о физиологии растений, почве, экологии и агрономии. Без этого не создать сад для отдыха! Научилась работать с парками, а не только с частными садами. Многие интуитивные действия получили свое научное объяснение. Я увидела, каким количеством практических навыков и опыта обладаю. Это было в некоторой степени не обучение, а сверка моих наработок по устройству садов с тем, что есть в академическом мире.

Сейчас я делюсь знаниями в Школе ландшафтного дизайна “Сад по-новому”!

Мы все учились в школе. И знаем, сколько ошибок нужно сделать, чтобы научиться действовать на практике. Ведь реальная жизнь отличается от того, что написано в школьных учебниках. 

В интернете море информации по благоустройству садового участка, но она бессистемна. Есть и профессиональные курсы по дизайну сада, но усвоить и применить «сухую» академическую науку на практике очень сложно! Это с трудом понимают специалисты. А что делать владельцам участков с небольшим садовым опытом?

Я рассказываю о правилах и приемах дизайна так, что понимают даже новички

Эти правила — как таблица умножения, которой пользуются всю жизнь. Информация в моих курсах и лекциях именно базовая. Академичные знания становятся понятными каждому, независимо от садового опыта. Я сама не подозревала о своем таланте педагога, но отзывы слушателей курсов говорят именно об этом.

Планировать сад необходимо также, как любую другую деятельность

Как мы планируем покупки, семейные финансы, строительство дома или новогодний ужин. Я не считаю ландшафтный дизайн –  талантом, умением, доступным только избранным. Шаги, что я рекомендую делать для устройства собственного сада — те же, что делают профессиональные дизайнеры.

Я не могу приехать к каждому слушателю на участок, но я раскладываю необходимые действия на алгоритмы, пишу понятные инструкции, объясняю с помощью фотографий из путешествий правила и приемы дизайна.

Ежегодно в школе мы играем в открытую дизайн-игру, где каждый может примерить роль дизайнера. И убедиться, что это только навык, который можно развить. И получается!

Послушайте мастер-класс по планам участников ежегодной дизайн-игры «Посади сад по-новому»

Посмотрите планы садов из конкурса «Да, я – дизайнер». Их сделали участники игры после одного мастер-класса. Обратите внимание, как комментируют работы кураторы из числа выпускников курсов. Это моя особая гордость. Они учились только в школе Сад по-новому. Так что учиться онлайн не просто, но возможно

А что происходит после курсов? – спросите вы

Мне тоже очень хотелось узнать. Так появилась ежегодная встреча выпускников. Теперь уже выпускники рассказывают, как идет создание сада на участках после планирования на курсах.

Прочитайте рассказы выпускников

Остановлюсь здесь)  С той же страстью, что я создаю сады, я теперь создаю курсы и лекции. И могу говорить о школе планирования сада бесконечно!

Миссия школы

Сделать работу в саду удовольствием, а владельцев загородных участков — счастливыми в любой момент, когда они занимаются устройством сада
sad-icon-1

Когда планируют сад

sad-icon-4

Когда сажают сад

sad-icon-2

Когда ухаживают за садом

sad-icon-3

Когда наблюдают свой сад

У меня такой сад получился. Я желаю, чтобы сад по-новому, сад для отдыха, а не для работы, получился  и у вас.

По всем вопросам вы можете связаться со мной

Общайтесь с единомышленниками в группах:

Каждый день порция интересного про устройство сада, ответы на вопросы  и комментарии. Совместите обучение с развлечением!