Как фотографировать сады

Ежегодно в школе «Сад по-новому» проводятся два конкурса: «Мой сад в одной фотографии» и «Четыре сезона сада», где участники группы представляют фотографии своих любимых садов.

Любой конкурс — это всегда волнительное и одновременно вдохновляющее событие! Чтобы поддержать участников, я подготовила статью, в которой постаралась собрать простые практические советы по фотосъемке. Надеюсь, они помогут владельцам садов запечатлеть свои «детища» наилучшим образом. В поисках информации на данную тему, я обращалась к публикациям ландшафтного фотографа Андрея Лысикова, автора книг о ландшафтном дизайне и преподавателя курсов садовой фотографии.

С помощью фотокамеры можно передать атмосферу сада, его объемы, настроение, сделать так, чтобы ваш сад казался торжественным или таинственным, просторным или уютным, спокойным или динамичным. Это зависит от выбранного вами ракурса, от освещения во время съемки, от того, как вы выстроите кадр, какие идеи вы используете. И здесь тоже действуют законы композиции и гармонии!
Но, обо всем по порядку.

Перед тем как фотографировать сад, приберитесь в нем. Случайно забытые инструменты, шланги или пропущенные сорняки могут испортить хороший кадр.

Замечено, что газон на фотографии выглядит естественней через два — три дня после кошения, нежели только что покошенный.

Помните, что в кадре будет только то, что вы захотите показать. Неприглядные столбы электропередач или иные огрехи пусть остаются невидимыми.

Об освещении

1. Самые выразительные фотографии получаются в утренние и вечерние часы. В это время свет мягкий и падает сбоку, а ваш сад заполнится интересной игрой теней. В результате такого освещения ваши растительные композиции обретут контуры, хорошо подчеркнется рельеф местности, проявится фактура объектов, а также появится особая атмосфера сада.

Примеры бокового освещения

Примеры бокового освещения

Все объекты хорошо видны

2. Днем, когда солнце в зените, фотографии получаются пересвечеными и плоскими, а тени — слишком контрастными. При таком освещении ваши растения сольются в одну зеленую массу, а цвет цветников будет искажен.

3. Не нужно допускать и фронтального освещения при съемке, когда солнце находится точно за спиной фотографа. Выгоднее использовать боковой или диагональный свет.

Примеры диагонального света

Эффект фронтального освещения

4. Красивые фотографии получаются в контровом, встречном свете. При этом источник света может находиться немного справа или слева, сверху или снизу, но обязательно позади снимаемого объекта. При таком свете мы получаем таинственную атмосферу, светящуюся листву растений, или светящийся ореол вокруг злаков, например. Снимая против солнца, старайтесь, чтобы оно не попадало в кадр, а было спрятано за ветвями или стволом дерева.

Пример контрового освещения

Примеры контрового освещения и его эффекты

5. Помните про небо, оно всегда разное (ярко голубое, торжественное, или спокойное розовое на закате, с облаками или без) и часто именно оно создает настроение на снимке.

Приглушенный свет. Спокойствие

Приглушенный свет. Спокойствие

Яркий свет. Бодрость

Яркий свет. Бодрость

6. Используйте специальные режимы фотосъемки и возможности камеры в зависимости от освещения. Для этого придется изучить инструкцию фотоаппарата и попрактиковаться.

Особая атмосфера заката
Особая атмосфера заката

Особая атмосфера заката

7.  Хорошо фотографировать сад в безветренную облачную погоду. В это время рассеянный мягкий свет, зелень насыщенного цвета. В такую погоду особенно хорошо удается съемка отдельных объектов, так как хорошо видны прожилки листьев, поверхность коры, оттенки лепестков. А после дождя, еще и капли на растениях вдохновят вас на поиск интересных кадров.

Рассеянный свет и насыщенные краски после дождя
Рассеянный свет и насыщенные краски после дождя

Рассеянный свет и насыщенные краски после дождя

О кадрировании

1. В кадре надо стремиться оставлять только значимые объекты.
Когда собираетесь сделать снимок, остановитесь на мгновение, внимательно посмотрите, что именно у вас в кадре. Там не должно быть много элементов. Количество объектов, которые может воспринимать зритель, ограничено тремя-пятью. Что-то должно быть главным в композиции. Принцип соподчиненности! Он действует при построении композиций и в наших садах, и в кадре тоже.

Например, вы хотите сфотографировать беседку, окруженную растениями, а в кадр попадает еще и детская площадка или кусочек прудика. Это мешает воспринимать главное, рассеивает наше внимание. Во время съёмки следует всегда обращать внимание на задний план, преимущественно выбирая в качестве фона однородные поверхности, а если это удаётся, то и гармонирующие по цвету с основным объектом.

Главное – цветущий куст на зеленом фоне

Главное — цветущий куст на зеленом фоне

Главное — огород

Главное — огород

Примеры удачно подобранного фона для главного объекта съемки
Примеры удачно подобранного фона для главного объекта съемки

Примеры удачно подобранного фона для главного объекта съемки

В искусстве существует понятие золотого сечения. Применительно к фотографии, в упрощенном виде оно сводится к так называемому «правилу третей». В соответствии с ним кадр зрительно делится на три равные части как по вертикали, так и по горизонтали. Для лучшего восприятия снимка главный объект следует размещать в кадре со сдвигом от центра, помещая его в одну из четырех точек пересечения этих линий. Не случайно на экранах разных камер часто специально отображаются вертикальные и горизонтальные линии сетки для более удобной компоновки кадра.

Примеры расположения главного объекта на сетке
Примеры расположения главного объекта в кадре

Примеры расположения главного объекта на сетке и в кадре

2. Следите за горизонтом, он не должен быть «завален». Также не позволяйте горизонту или какой-нибудь другой линии делить ваш кадр четко пополам. Это лишает кадр динамики и делает его скучным. Иное расположение линий в кадре может быть более интересным.

Линия горизонта делит кадр точно пополам

Линия горизонта делит кадр точно пополам

Более удачное расположение линии горизонта

Более удачное расположение линии горизонта

Напротив, поищите так называемые ведущие линии, которые берут начало внизу кадра вне композиции и ведут вас в сад. Это может быть тропинка, край забора, ручей, ряды растений, волнистая линия лужайки. За этими линиями устремится и взгляд зрителя. Кстати, несколько выразительных кривых линий позволят маленькому саду выглядеть больше.

Ведущие линии в кадре
Ведущие линии в кадре

Ведущие линии в кадре

3. Принцип «густо-пусто» в кадре тоже работает! Сбалансируйте соотношение растительности и ровных поверхностей (газон, мощение, фасад дома, забор, живая изгородь) в кадре. Это даст объем и воздух вашим снимкам.

Принцип «густо-пусто»
Принцип «густо-пусто»

Принцип «густо-пусто»

4. Сбалансируйте кадр по горизонтали и вертикали. Для этого мысленно повесьте свою картину на гвоздик и проверьте, не перевесит ли какая-то часть. Правильно сбалансированные кадры вызывают чувство спокойствия и гармонии.

Баланс по горизонтали (лево и право)

Баланс по горизонтали (лево и право)

Баланс по вертикали (верх и низ)

Баланс по вертикали (верх и низ)

5. Чтобы придать снимку глубину, используйте передний план. Например, расположив лиственную ветвь на переднем плане, вы создадите обрамление основному объекту в кадре. Съемка из-за куста или какой-либо преграды сделает кадр более интересным, создастся перспектива.

Примеры использования переднего плана
Примеры использования переднего плана

Примеры использования переднего плана

О творческих приемах съемки сада

1. Декорируйте пространство. Используйте для съемки в саду вещи из дома.
Например, плед или книга, «забытая» на скамейке или газоне, придадут уюта саду, а может быть сыграют роль цветового акцента. Не забывайте также про домашних питомцев, они тоже могут участвовать в садовых историях. Эти приемы вызывают теплые чувства.

Ужин в саду. Чувство домашнего уюта

Ужин в саду. Чувство домашнего уюта

Животные в саду. Доброта

Животные в саду. Доброта

2. Обладатели водоемов, используйте для съемки отражение сада в водной глади.

Примеры отражения сада в воде
Примеры отражения сада в воде

Примеры отражения сада в воде

3. При съёмке обширного участка сада или декоративного огорода можно забраться на садовую скамейку или подпорную стенку и сфотографировать с верхней точки, получив многоплановый, «объёмный» снимок. Подобного эффекта можно также достичь, снимая камерой, закреплённой на поднятом вверх моноподе или штативе.

Съемка с верхней точки
Главное — огород

Съемка с верхней точки

4. Помните, что низкие и почвопокровные цветы лучше выглядят при съемке снизу.

Пример неудачного ракурса. Нет объема

Пример неудачного ракурса. Нет объема

Удачный ракурс. Объем есть

5. Интересной находкой могут оказаться кадры, сделанные с нижней точки, или из-под навеса, например.

Съемка с нижней точки

Съемка из-под навеса

6. Интересные виды получаются сквозь что-то, например, кованую калитку или забор, сквозь дымку злаков или хвою.

Различные приемы съемки в саду
Различные приемы съемки в саду
Различные приемы съемки в саду

Различные приемы съемки в саду

7. Используйте особенности времен года, а также явления природы (туман, иней), чтобы запечатлеть ваш сад во всей красе.

Нежность первого снега

Нежность первого снега

Тайна в саду

8. При фотосъемке растительных групп, попробуйте делать снимки с разных сторон и с разного расстояния. Так вы сможете выбрать наиболее интересный кадр.

Группа из хвойных и кустарников с разного ракурса и расстояния

9. Сочетайте элементы живой и не живой природы в кадре, чтобы подчеркнуть изменчивость первой и постоянство второй. Особенно это станет заметно, если вы будете снимать сад с одной и той же точки обзора в течение года.

Живое и неживое в кадре

10. Постарайтесь творчески подходить к выбору ракурса, ведь нестандартные точки съёмки позволяют получить оригинальные снимки самых обычных объектов.

Вид на сад из окна

Вид на сад из окна

Вид на погреб из цветника или огорода

Вид на погреб из цветника или огорода

Друзья, наблюдайте за своими любимыми садами, анализируйте понравившиеся фотографии на предмет построения кадра и экспериментируйте!

Желаю вам смелого участия в фотоконкурсах школы «Сад по-новому» и красивых фотодневников!

Светлана Самородова, слушательница курсов школы «Сад по-новому».

P.S. В статье использовались советы и фотографии из публикаций ландшафтного фотографа Андрея Лысикова.

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники