Создание сада — это чудо или умение?

Когда  я,  общаясь с людьми говорю, что по профессии я — ландшафтный дизайнер, я слышу в ответ удивленный возглас.  «О, какая красивая профессия!» И я вижу в их глазах  неподдельный интерес, как будто я тот человек, который приносит в мир чудо!

И мне понятна такая реакция. Попадая в красивый сад, испытываешь всю гамму приятных чувств — радость, удивление, восторг, негу и удовольствие. Равнодушных точно нет. Кажется, что такую красоту может сотворить какой-то необыкновенный человек.

Так ли это? Обладаю ли я, как человек уже много лет создающий сады,  необыкновенными способностями в сфере ландшафтного дизайна?

На самом деле я  человек, который когда-то овладел навыками устройства садов, много изучал растения, у меня были хорошие учителя, талантливые и желающие делиться всем, что они знают. Я любила возиться с растениями  с детства. И я уже много лет делаю сады, набираюсь опыта.

Чудо, на мой взгляд, в том, что я приезжаю на участок, вижу дом, общаюсь с его владельцами, и я не знаю, что здесь будет. Нет у меня никаких мыслей, каким может быть сад здесь. А через пару недель готов эскиз, я уже вижу, как пойдут дорожки, где расположить беседку, уже растения располагаются, там, где надо. А еще через полгода на пустыре, каким был участок, уже виден маленький сад. Растения выглядят  растерянными, как будто говорят: «Что это мы здесь делаем? Зачем вы нас сюда посадили?» А я, обычно, уставшая к концу сезона, тоже с трудом верю, что из этого что-то получится в будущем.  

Чудо видишь, когда удается попасть на этот же участок следующим летом, когда уже появляется молодой прирост на растениях. Я вдруг вижу САД, он растет, растения в группах уже подружились, вырисовываются зеленые комнаты, появляется декор, который делает сад милым. И я радуюсь, как ребенок: «Ведь здесь же ничего не было! Еще год назад. Это ведь из моей головы появилось!»

Я — волшебник? Нет, я просто знаю, с чего начинается сад, как действовать, чтобы мечта о саде превратилась реальность, на что важно обращать внимание, когда создаешь сад. И я уверена, что каждый может создать свой сад.

Прочитайте историю создания сада моей подруги Ирины Добрыниной. В ней   нет ничего мистического. Сад рождался из вещей, мыслей, идей, которые, я уверена,  есть и у  вас. Обращаете ли вы внимание ни них? Знаете ли вы, что именно из этих мыслей возникает сад?

Это ее собственное описание, как рождался ее сад.  Она непрофессиональный дизайнер. Но ее сад — потрясающий, а уж я видела немало садов в своей жизни. Я попросила сделать ее несколько фотографий, чтобы вы немного прикоснулись к этому  чуду под названием «САД».

А теперь ее рассказ.

 Мой САД

Говорят, что в жизни человек определяет только детали, серьезные вещи происходят сами по себе. Так и случилось, когда весной 1999 года мы,  можно сказать, спонтанно приобрели участок в одной из деревень красивейшего Нарочанского края, куда приезжали погостить  к друзьям. В это место мы влюбились сразу. Как можно было не влюбиться?  Участок в двадцать соток одной своей стороной выходит на берег озера,  по весне весь усыпанный яркими лужицами калужницы. С самой высокой точки участка, где через несколько лет появился дом, открывался красивейший  вид на  гладь воды,  которую разрезали утки и лебеди, и дальше — на  сосновый бор на противоположном берегу. В современном мире иметь собственный кусок земли уже огромное счастье, а кусок земли с красивым видом из окна  дома – это настоящая роскошь.  

Для нас дом у воды это еще и ностальгические воспоминания о летних днях,  проведенных  в Самаре  на берегу Волги  в саду,  принадлежащем бабушке и дедушке моего мужа.  Огромные столетние липы, покрывающие клейким опадом все на свете, старая яблоня сорта Московская грушовка, разбросавшая ветви над летней кухней с верандой, где собиралась вся семья, рыжие лилейники, нежнейший куст тамарикса под окном.  И, квинтэссенция лета —  ни с чем не сравнимый аромат малинового варенья, который буквально окутывал весь сад в июле.

Не случайно наш собственный сад мы начали с посадки малины в память о Тамаре Ивановне и Борисе Васильевиче. Со временем в саду появилось много растений, носящих «имя собственное», посаженных в честь членов семьи и друзей, ныне здравствующих и ушедших.

Но в целом, в начале сад создавался по наитию. Знаний и садоводческого опыта не было никаких, зато желания, энергии и азарта хоть отбавляй. А это в любом деле уже половина успеха. Ведь красивый танец рождается, прежде всего, из желания танцевать. Это сейчас я понимаю, что участок не прост для планировки, потому что в длину в три раза больше, чем в ширину.  Но тогда мы не заметили никаких недостатков и, опять же по наитию, разделили его сложной перголой в пропорциях золотого сечения.  То обстоятельство, что по образованию оба мы  инженеры-строители  часто выручает в таком непростом деле, как устройство  сада. Вдоль перголы был высажен девичий виноград, который уже в первый год дал мощные приросты. И сразу у совершенно пустого и ровного участка появилось третье  измерение, объем. И работать стало проще, потому что образовались небольшие по площади зоны будущего сада.  

Но интуиция не всегда выручала, и я совершила, наверное, все ошибки, которые совершают начинающие садоводы. В сад свозились и высаживались десятки и сотни самых разных растений, которые удавалось купить.  Совсем не сразу  я научилась понимать, что растения для сада выбираю не только я, но и окружающая природа и научилась говорить себе «нет, это растение не для моего сада». Совсем не сразу  выработались стилистические предпочтения, понимание себя и своего места в этом мире.  Сад — мудрый учитель. С одной стороны, мы живем садом,  постоянно о нем думая и мечтая, взращиваем его как дитя. С другой стороны, вместе со своим садом мы сами  растем духовно и творчески,  набираемся опыта, бесконечно стремимся к совершенству.
Дело продвигается намного быстрее, если в советчиках  у начинающих  оказываются великие мастера садового дела. У них ковшом можно черпать и знания, и вдохновение. Ведь чтобы почувствовать себя орлом, нужно летать с орлами! Мне повезло. Первыми книгами по садовому искусству, попавшими мне в руки в 2000 году были книги Робина Уильямса и Джона Брукса. Они были зачитаны до дыр, при этом меня нисколько не остановило то, что обе они были на польском языке, который я едва понимала.

Потом появились учителя, среди которых с огромным уважением и благодарностью я вспоминаю Екатерину Вадимовну Черняеву, обширная библиотека, всевозможные справочники и энциклопедии, семинары, мастер-классы известных дизайнеров и путешествия по садам.

Так постепенно из суммы накопленных знаний вырисовывались, приобретая очертания и формы, образы сада и дома. Потому что для меня дом и сад представляют единое целое.  Сад- это продолжение дома, самая просторная комната под открытым небом, только убранство ее составляют не предметы мебели, а объекты живой природы. Мне нравится, когда растения вплотную приближаются к дому, стушевывают его углы. Нравится, когда сад «облегает дом, как хорошо подобранный наряд». Поэтому и оберегала от строителей единственную старую высоченную яблоню, оказавшуюся в непосредственной близости от угла будущего дома, понимая, на то чтобы вырастить дерево такого же размера уйдут десятилетия. Теперь на ней укреплен скворечник, и каждую весну знакомый скворец Евгений Иванович выводит свои рулады, а потом обзаводится  шумным и беспокойным семейством. Впрочем, скворцы каждый год разные, но как их различишь.

Вначале наш сад был преимущественно декоративным. Мне всегда нравились неброские растения, природная флора и поэтому первым моим серьезным цветником стал злаковый. В цветнике собраны молинии, мискантусы, вейники, просо и созвучные им многолетники – эхинацеи, астры, горцы, вероникаструмы, астильба китайская, клопогон,  кровохлебки, гелениумы, пенстемоны. В прошлом году я добавила в цветник буддлею Давида, а вербена бонарская прописана в нем на веки вечные благодаря самосеву и фантомно появляется то тут, то там. Разбит он на шести квадратных клумбах, каждая площадью около пяти кв. метров, которые разделены между собой гравийными дорожками. В первой половине лета по дорожкам еще удается пройти.  Во второй же половине   лета, когда растения, выплескиваясь за отведенные им границы, переплетаясь между собой стебельками и листвой, образуют непроходимые дебри, мы можем любоваться им только с качелей, которые специально для этого и предназначены.  Мне он нравится в любое время года, но по-настоящему цветник красив с середины июля и до самой поздней осени. Он словно плывет в золотой дымке злаков. Я обожаю его за то, что богатством своих красок он дарит  ощущение лета даже в то время, когда, того и гляди, пойдет снег. Цветник изменяется год от года, разрастается, добавляются новые растения, удаляются не оправдавшие надежд,  и, кажется, он никогда не будет закончен, ведь нет предела совершенству.

Чуть позже рядом с цветником появился сад пряных трав, устроенный по старинным образцам монастырских садиков. В центре его планируется установить поилку для птиц, которым мы рады и всячески приманиваем в свой сад.  Четыре симметричные клумбы обрамлены бордюром из кустов земляники. В этом растении красиво, съедобно и  полезно абсолютно все.  Не говоря уже о такой роскоши, как горсть свежих ароматных ягод к завтраку.   Здесь растут все  мои любимые травки, которые я использую в  кулинарии, косметологии, а иногда и в медицине. Только мята была безжалостно  изгнана из этого сада за свой скандальный характер. Ее у меня несколько сортов, но растет она в другом месте в полутени. Здесь в центр каждого квадрата я высадила по кусту медно-желтых  роз сорта « Golden Celebration» в окружении лаванды сортов «Munstead» и «Hidcote» и кустиков шалфея лекарственного.  Каждый год высеваются базилик, кориандр, кервель с нежнейшим анисовым ароматом, майоран. Календула, шнитт-лук, тимьян, мелисса,   душица, любисток, розмарин, эстрагон – без этих ароматных травок мне уже трудно представить  приличный обед или чаепитие. Сад пряных трав – основной поставщик сырья для дачных чаепитий на террасе и сочиняю я их с такой же легкостью, с которой каждая женщина способна сочинить салат, шляпку и скандал.

Вообще, сад – это то место, где нужно не только учиться уважительно относиться к окружающей природе, но и приобщаться к истории края и уметь рассказывать истории. Свой сад пряных трав я назвала «Жилибер» в честь ученого-ботаника, бельгийца по происхождению, который вместе со своими учениками изучал природу Белоруссии и Литвы в 70-х годах  XVIII века при Антонии Тизенгаузе. Он собрал первый гербарий и описал более 95 лекарственных растений.

Ни цветник, ни сад пряных трав не просматриваются с главной видовой точки – террасы дома, на которой мы фактически проводим лето. Они расположены в удаленной части сада. Есть еще более далекие уголки с костровым местом и массивными  деревянными скамейками, изготовленными местным умельцем. Центральное же место в саду занимает газон в виде  текущей в сторону озера зеленой реки, по берегам которой располагаются посадки красивоцветущих кустарников, хвойных и многолетников. «Цветные берега» разбиты совсем недавно, кусты еще не совсем  разрослись и много пустого места, которое мы мульчируем дроблеными сосновыми шишками. Здесь есть низкорослые декоративные яблони, сирени,  барбарисы и  мои любимые гортензии. На песчаных почвах с ними немного хлопотно, приходится регулярно устраивать им водные процедуры. Но как можно устоять перед пышными шапками соцветий, которые под собственным весом склоняются почти до земли, как облака, запутавшиеся в листве!   Эта часть сада хорошо просматривается с террасы дома, поэтому мы стараемся, чтобы она была всегда ухожена. Ведь мы условились, что это тоже комната, и она  должна быть опрятной.

Сад — место удивительное! В нем очень легко раскрепощаются силы для любого творчества. Сначала человек подхватывает «вирус садоводства», начинает изучать растения, составлять из них простейшие фразы экологические или колористические. Затем, обязательно увлечется созданием цветников, возможно флористикой или  фотографией, живописью, мозаикой и т.д. Поистине, в саду растет много из того, что не было посеяно! И рано или поздно обязательно происходит щелчок в сознании, запускающий механизм, способный каждого из нас сделать гурманом. Происходит некий культурный сдвиг, когда начинаешь понимать ценность продуктов, выращенных без применения «химии» и начинаешь ценить качество жизни и качество пищи, как высшее достояние.

В сознании почти всех моих подруг огороды ассоциируются, во-первых, с дачной кабалой, а  во-вторых, с чем-то неряшливым, что хочется спрятать или задвинуть в самые дальние уголки сада. У меня такого «наследства» нет, у моих родителей никогда не было дачи.  Мне захотелось доказать, что это не так, что огород тоже может быть красив. Ведь давно известно, что чем ближе растение расположено  к дому,  тем больше достается ему нашего внимания и тем больше оно ухожено. А уж если рассматривать овощные растения с дизайнерской точки зрения, используя профессиональные термины, то по разнообразию габитусов, фактуры  и окраски листвы, плодов и стеблей овощным культурам, наверное, нет равных.   Поэтому мой небольшой огород расположился  в самой парадной части сада, рядом с террасой, на которую есть выход прямо из кухни. В плане он представляет собой четверть круга и его дуга «вписана» в один из «цветных берегов» газона. В огороде всего понемногу, овощные и зеленные культуры вперемежку с однолетниками для привлечения насекомых-опылителей. Упор делается на качество, а не на количество и существует  он больше для радостей дачного бытия. Даже не могла предположить, что огород – это так увлекательно! Зимой я рисую план, тщательно отбираю сорта,  ранней весной выращиваю рассаду.    Действительно, какое удовольствие каждый раз подавать к столу овощи,   выращенные не за тридевять земель, а только что собранные  на собственной грядке  сочные,  ароматные плоды  да еще в органическом исполнении! А какие салаты мы готовим все лето из тонких и пикантных трав и цветов!  Глядя на них, всякий раз хочется спросить «кто художник?»  В огородном деле моим главным советчиком был и остается   Павел Траннуа. Он научил многих, что минеральные удобрения имеют мало общего с удобрением растений и его книги  стали для меня настольными.

Наверное, не случился бы в моей жизни сад, если бы погрузить руки в землю не было для меня жизненно важной потребностью. Барнаульская поэтесса Наталья Николенкова совершенно точно определила «это как переливанье крови между мною, небом и землей». Для меня это так.

Наверное, не случился бы в моей жизни сад, если бы я не чувствовала поддержки мужа, с которым у нас одинаковые эстетические предпочтения, очень слаженный тандем и который полностью обеспечивает очень важную финансовую составляющую. Это обстоятельство отражено в названии нашего сада , в нем  А.Д. – инициалы мужа.

И самое замечательное в этой истории, что потребовалось не так уж много лет, чтобы  немного украсить планету, чтобы из заброшенного незнакомого места  создать  свой уголок, чтобы почувствовать себя здешней и чтобы не хотелось больше никуда уезжать. В один прекрасный день вдруг понимаешь, что твоя мечта из очень далекой выдумки превратилась в самую настоящую правду.

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс